Инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребёнку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Об этом со страницы районной газеты рассказывает директор МОУ «ЦО № 2» города Ясногорска Наталья Трофимова.
— В нашем центре образования сегодня обучаются десять особенных детей. Один ребёнок дошкольного возраста. Обучение реализуется в форме индивидуального обучения, частичной инклюзии и полной инклюзии.
— Разъясните, пожалуйста, что такое инклюзия, инклюзивное образование? — вопрос корреспондента «Ясногорья» Наталье Вячеславовне.
— Инклюзия — это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме и, в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Инклюзивное образование — практика общего образования, ориентированная на формирование условий доступности образования для всех, в том числе для детей с инвалидностью.
Зачисление в Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании личного заявления родителя или законного представителя и заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Основания для отказа у нас нет, — отвечает Наталья Трофимова. И отмечает, что когда особенный ребёнок 24 часа в сутки находится дома — это, безусловно, огромный труд для его родителей.
— А какие именно рекомендации должна дать ПМПК, Наталья Вячеславовна? — следующий вопрос корреспондента.
— В рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии должен быть определён вариант адаптированной основной образовательной программы; форма получения образования; направления работы специалистов сопровождения — это учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог).
В процессе обучения обязательно учитываются мероприятия индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребёнка-инвалида.
Однако обучающийся с ОВЗ может и не иметь инвалидности. (Она устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы).
Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик. От детей, способных при специальной поддержке успешно обучаться по тем же программам, что и сверстники без ограничения здоровья, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формирование элементарных жизненных навыков, — разъясняет Наталья Вячеславовна.
Она подчёркивает, что в спорных случаях на момент поступления ребёнка в школу следует рекомендовать более сложную образовательную среду. Если ребёнок не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то по рекомендациям ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на более лёгкий вариант обучения.
Предусматривается и возможность перехода школьника с ограниченными возможностями здоровья с более лёгкого на более сложный вариант образовательной программы.
В продолжение разговора директор Центра образования № 2 рассказывает о том, что одним из факторов в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования и коррекционно-развивающих программ является преемственность дошкольного и начального образования.
— Взаимопонимание редко возникает сразу. На этом пути надо удерживаться от всплесков эмоций, разочарований. Надо представлять себя сеятелем, который часто не знает, где прорастёт его зерно, каким будет урожай, но он неуклонно сеет, потому что не сеять нельзя. Так и в деле сопровождения детей с ОВЗ: если мы постоянны, неуклонны, терпимы и доброжелательны, то результат обязательно будет. Я считаю, что в условиях Центра образования для обеспечения преемственности самая благодарная почва, — рассуждает Наталья Вячеславовна. И рассказывает о выбранных центром трёх основных направлениях обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием: это методическая работа, работа с детьми и работа с родителями.
— Данное сотрудничество позволяет нам решать проблемы преемственности в системе «детский сад — школа». Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в дошкольном образовании, узнать основные требования программы, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке, — говорит Наталья Трофимова. И заключает:
— Только в гармоничном взаимодействии детский сад, школа и семья могут создавать наилучшие условия для развития, социализации и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Дорогу осилит идущий!
Ольга Юльева. Фото автора