Читать по взгляду настроение детей, помогать искать выход из сложившихся нелегких ситуаций, проживать с ними одну жизнь и воспитывать из пришедших за знаниями в школу маленьких человечков – людей добрых и отзывчивых, оптимистичных и активных – это малая толика задач, поставленных педагогом-психологом Теляковской средней школы Марией Горлановой.
Задач, к решению которых учитель готов. Более того, само желание им стать будто продиктовано свыше. Изначально, стоя перед выбором кем быть, женщина выбрала совершенно иную, далекую от психологической направленности деятельность. Но, как показало время, получение первого высшего образования помогло в корне осознать другое – какое удовольствие можно испытывать от учебы уже в другом институте – педагогическом, который Мария Сергеевна оканчивала уже заочно, параллельно работая в школе. То, что ее призвание – не математический анализ и банковское дело, она поняла, как только пришла работать в образовательное учреждение. И педагогическая трудовая деятельность у Марии Сергеевны начиналась в Первомайской школе.
Слова директора теляковской школы Татьяны Алексеевны Мордасовой, с которыми она ее встретила, Мария никогда не забудет:
— Как же не принять на работу. На лице написано – педагог!
Стартовала молодая учительница с вожатой, потом постепенно влилась уже в педагогический коллектив. Признается, было нелегко.
— Иногда родители, не понимая специфики работы педагога-психолога, воспринимали информацию в «штыки». Подходила к вопросу разъяснения очень грамотно, осторожно, чтобы никого ни в коем случае не обидеть, не оскорбить. В освоении профессии мне очень помогла коллега Елена Борисова, которая поделилась своим опытом, системой в работе, — говорит педагог-психолог. — Социометрия, проводимая мною по классам, позволяет выявить, у кого из учеников есть лидерские способности, а кто является ведомым. Затем акцентирую внимание классных руководителей на работу с такими ребятами, советуя поднять авторитет ученика – дав ответственное задание, найти и подчеркнуть его положительные стороны. При общении с родителями рекомендую не допускать большой ошибки — сравнивать обучающихся. А такое, к сожалению, практикуется. Расскажите родителям именно о его ребенке. Ни к чему говорить, что Петя учится так-то, а Вася иначе. Всегда нужно помнить, что не бывает одинаковых детей, каждый ребенок уникален.
Наоборот, педагог, особенно классный руководитель должен видеть в каждом своем ученике те особенности, которые следует поддержать, развить. И обязательно всегда нужно детей поощрять. Взяла за правило на еженедельной линейке, в торжественной обстановке объявлять школьникам благодарность, даже если они не заняли призовых мест на каких-либо конкурсах. Всегда нужно помнить о том, что они достойно защищали честь своей школы, проявили усердие при подготовке к мероприятию. Обязательно вручается грамота, и подчеркиваем, что главное не победа, а участие. Мы учим детей радоваться победам соперников.
Самое важное качество, с каким ученик должен выйти из школы – это всегда, в любой ситуации оставаться человеком, — говорит Мария Сергеевна. – И весь наш коллектив прикладывает для этого все силы.
Подробнее читайте в свежем номере газеты «Ясногорье».